Общество защиты прав потребителей обвинило «Трансаэро» в несоблюдении расписания и нарушении сроков получения багажа. Основную претензию истец предъявил к внутренним правилам авиакомпании, по которым та может без предупреждения менять условия перевозки. Еще 12 сентября такая информация действительно присутствовала на сайте «Трансаэро». Но вчера в компании назвали документ «устаревшим» и заверили, что уже привели все в соответствие с федеральными авиационными правилами.
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало в Хамовнический суд Москвы иск к авиакомпании «Трансаэро». Поводом послужили многочисленные жалобы пассажиров на несоблюдение расписания и нарушение гарантий сроков вылета. В иске (его текст опубликован на сайте ОЗПП) уточняется, что авиакомпания отказывалась выполнять условия договора перевозки, ссылаясь на один из пунктов внутренних правил. В нем говорится, что компания «обязуется принять все зависящие от нее меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки». Но уточняется, что время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется. Авиакомпания может без предупреждения передать перевозку пассажира другой компании, заменить воздушное судно, изменить или вообще отменить посадку в пунктах, указанных в билете.
По данным Росавиации, по итогам первого квартала 2013 года «Трансаэро» задержала 3,3% рейсов. Для сравнения: у «Аэрофлота» было 3,6% задержек. Наименьший процент задержек авиарейсов наблюдался у авиакомпаний «Россия» и «Сибирь» — 1,71% и 2,72% соответственно.
Глава ОЗПП Михаил Аншаков пояснил "Ъ", что при подготовке иска использовалась информация с сайта авиакомпании, из раздела «Условия договора перевозки» (сейчас эта страница пуста, но содержание сохранилось в кэше поисковых систем, в Google копия датирована 12 сентября). По его словам, проанализированы правила многих авиакомпаний. «Небольшие двусмысленные трактовки нашлись почти везде, но правила "Трансаэро" заметнее всего отличались от других»,— пояснил господин Аншаков. В договорах перевозки на сайтах крупнейших российских авиакомпаний отмена, перенос или задержка выполнения рейса, указанного в билете, замена воздушного судна или изменение маршрута предусмотрены с оговоркой «если того требуют условия безопасности полетов и авиационной безопасности».
В ОЗПП считают, что «Трансаэро» таким образом в одностороннем порядке снимает с себя ответственность перед потребителями, нарушая сроки перевозки и получения багажа. В результате пассажиры несут убытки, теряют время, не успевают на деловые встречи, есть и «множество случаев испорченного отдыха» говорится в иске. При этом истец ссылается на ряд условий российского законодательства, а также на Варшавскую конвенцию, в которой говорится, что перевозчик несет ответственность за вред, причиненный из-за опозданий при воздушной перевозке пассажиров, багажа или товаров.
В качестве компенсации ОЗПП потребовала признать незаконным спорный пункт внутренних правил «Трансаэро» и исключить его из документа. Истец требует, чтобы авиакомпания уведомила об этом общественность, в том числе через СМИ и с помощью объявлений возле мест продажи билетов.
В «Трансаэро» "Ъ" заверили, что руководствуются исключительно правилами перевозок, которые полностью соответствуют требованиям российского и международного законодательства. При необходимости перевозчик может их подтвердить, в том числе в судебных инстанциях. В «Трансаэро» также удивились, почему ОЗПП не обращалось в компанию с жалобами или предложениями. Документ, на котором основан иск ОЗПП, уверяют в авиакомпании, «являлся устаревшим и справочным». Сейчас, уверяют в «Трансаэро», все документы на сайте «приведены в соответствие с требованиями федеральных авиационных правил».
Старший юрист Sameta Сергей Казаков считает, что вне зависимости от формулировок любая отмена, перенос рейса или замена судна допускается исключительно для обеспечения безопасности полетов, прописанной в ФАП. Вероятность оспаривания предыдущего текста договора, по мнению юриста, невысока, если авиакомпания к моменту рассмотрения иска внесет необходимые дополнения.
Елизавета Кузнецова
Комментариев нет:
Отправить комментарий